Лень как научный феномен

С чем именно связана лень? Почему она нас раздражает в других и так тяжело ей сопротивляться самому? В первую очередь, лень связана с бережливостью мозга. Мозг – всего около полутора процентов от массы всего тела человека, а потребляет энергии около двадцати пяти процентов.

Лень как научный феномен

Это понятно: он должен создавать и расщеплять нейронные связи, а на это нужно много энергии. Мозг соответственно, старается экономить силы. На всякий случай. Это как «если завтра война, а я уставший». И в тот момент, когда мозг выбирает между «делать» или «не делать», ему нужны очень серьезные аргументы для того, чтобы «делать». Потому что «не делать» – гораздо эффективнее экономит силы. Тогда, если вдруг столкнется с опасностью или стрессом, и появится необходимость срочно принимать решение – он будет готов, а не заторможен.
Поэтому мозг старается откладывать задачи, если нет аргументов их выполнять. А какие это могут быть аргументы? Что мозг каждого из нас готов признать таковыми? Что является противоположностью лени? Любопытство. На самом деле каждый вопрос, каждое решение с которым мы сталкиваемся, можно представить в виде ползунка между двумя пунктами – А и Б – Комфортом и Любопытством. И мы, располагая этот ползунок – определяем – лень нам делать или все же интересно?
Представьте, что завтра будет потрясающий рассвет. И вам было бы жаль его пропустить: так классно подняться на крышу дома или просто выйти на балкон и посмотреть на восток, как диск солнца поднимается над городом… Но есть одна проблема — лень. Другая ситуация – утро. Еще можно спать, подушка, как ни повернись, удобная, а одеяло – самое мягкое. Выбирая между «встать и что-то увидеть» (любопытство) или «поспать в мягкой кровати» (комфорт), мы передвигаем этот ползунок: иногда до упора вверх — и готовы идти всю ночь для того, чтобы встретить рассвет в каком-то одном уникальном месте, или до упора вниз – выбираем комфорт и выключаем будильник. Но обычно мы ставим ползунок не так экстремально. С возрастом мы бережем себя больше, и рады посмотреть на тот же рассвет, но из окна пятизвездочной гостиницы, например, а не так, как подростками – готовы были взять палатки и встретить солнце где-нибудь в лесу. И каждый раз на протяжении всей жизни мы выбираем между любопытством и комфортом.

Лень как научный феномен

Но что же нас так раздражает в чужой лени? Зависть. Это мы сами хотим так ничего не делать. А делаем. И не только из любопытства. Разные бывают мотивации для того, чтобы встать, пойти и сделать. Но простить другому этот комфорт мы не можем. Наш мозг шепчет, кричит или ворчит: «На его месте должен был быть я».
И что же делать? Как заставить себя не быть ленивым? Очень просто – интересоваться. Быть любопытным. Искать что-то совершенно новое и радоваться ему. Никакой комфорт не заставит вас плохо учиться, если вам интересно. Помните, как мы читали книги, не отрываясь, иногда с фонариком, пока не дочитаем – нам было интересно, а что там дальше? Вот так и надо жить, с интересом и желанием узнать — что дальше? Тогда, выбирая между книгой и сном, учебой или игрушкой, работой или лежанием на диване – мы будем выбирать то, что сделает нашу жизнь интересной и яркой, даже если она не будет слишком заметной окружающим. В конце концов, рассвет ведь каждый день разный, а обивка дивана – всегда одна и та же.

Лень как научный феномен

Но как же бороться с ленью у детей? Вопрос, который нам задают в учебном центре ИТРОН по несколько раз в день. На что мы отвечаем: «А когда вы последний раз с любопытством сами взбирались на крышу в пять утра встретить рассвет и выпить кружку кофе? Вот когда сами полезете – тогда и ваш ребенок перестанет быть ленивым». Зачастую детям достаточно подать хороший пример.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Яндекс.Метрика