Как оценить стоимость своего бизнеса

В ХХІ веке начинать бизнес с чистого листа – дело довольно рискованное и хлопотное. Трудно выносить идею и сделать из него прибыльное дело. В некоторых случаях проще и быстрее купить уже работающую компанию. Но это не так легко, как кажется на первый взгляд. Отчасти возникает конфликт интересов, для разрешения которого требуется методика оценки стоимости имеющегося бизнеса. Она должна быть достаточно простой и понятной и в то же время, устраивать как покупателя, так и продавца.

Сегодня более 50% предприятий малого сегмента меняют своих владельцев в период первых трех лет существования. Оценка осложняется тем, что мнение собственника организации при продаже субъективно. К сожалению, не существует самого лучшего метода оценки стоимости бизнеса. Есть множество различных подходов к решению данной проблемы. То, какой метод будет использован заинтересованными сторонами в конкретной ситуации, зависит от участников сделки. 

Для начала надо понять, что нужно покупателю. Часть людей покупают готовый бизнес для повторной продажи. Но обычно покупка совершается с целью ведения дел и извлечения прибыли. Поэтому следует обратить внимание на денежные потоки предприятия – они должны быть стабильными. Это послужит гарантией прибыльности компании, что продается.

Основным критерием для оценки rufus.pl считается перспективность бизнеса. Здесь учитывается привлекательность сферы деятельности, пути развития, квалификация персонала, наличие постоянных клиентов и многое другое. Если затраты на создание бизнеса с нуля будут совпадать со стоимостью компании при продаже, привлекательность будет снижена. Поэтому надо рассчитать цену так, чтобы приобретение готового бизнеса было дешевле на 15-20%.

Для покупателя важно знать, какие могут быть риски вхождения в отрасль. Кроме того, их необходимо рассчитать. При отсутствии этого пункта возникает неопределенность. Продать такой бизнес будет непросто.

Владельцу нужно понять, как оценить бизнес. Чтобы рассчитать стоимость организации, следует осуществить предварительную проверку. Она поможет в определении метода расчета стоимости. Как правило, проводятся следующие процедуры проверки:

  • проверка правильности и обоснованности документации;
  • наличие лицензий и сертификатов;
  • инвентаризация имущества;
  • инвентаризация задолженностей;
  • описание остатков готовой продукции.

Попробуем показать возможные методы оценки бизнеса, которые помогут выбрать вариант, который больше всего подходит для каждой конкретной ситуации.

Чтобы рассчитать ценность готовой организации при продаже, необходимо пользоваться эффективными методами определения цены. При этом все представленные приемы можно комбинировать.

Оценка на основе активов – очевидно, является самым простым методом. Весь бизнес состоит из совокупности активов. Оцениваем каждый актив по отдельности, а потом суммируем их стоимость. Учитывается имущество предприятия и его изношенность. Из этого складывается цена готовой организации. Метод подходит для оценки простых бизнесов, поскольку оценить этим методом интеллектуальную собственность достаточно сложно. Кроме того, могут возникнуть трудности с оценкой эффективности использования активов. Например, бизнес содержит много активов, и стоимость его высокая. Однако при этом доходность самих активов может быть крайне низкой. Поэтому такой метод подходит, если планировать продать купленный бизнес частями. На Западе это довольно распространенный вид бизнеса.

Метод замещения и анализа заключается в следующем. Нужно рассчитать, сколько будет стоить учредить такого рода предприятие с нуля. Затем сравнить его со стоимостью аналогичной организации. При этом продавец должен предоставить скидку, чтобы покупка была выгодной. Данный метод может использоваться для капиталоемких предприятий.

Рассчитать цену за аналогом можно, исходя из стоимости предприятий в той же отрасли. Таким образом устанавливается ориентир, в рамках которого можно незначительно завышать или занижать цену.

Прогнозирование денежного потока – наиболее конкретный и сложный прием оценки. Рассчитать стоимость готовой компании таким методом можно, исходя из точки безубыточности, срока окупаемости и финансового прогнозирования. Здесь также используется метод сценариев. Нужно сравнить оптимистичный прогноз с консервативным. В результате предприятие будет стоить при продаже столько, сколько прибыли он принесет в дальнейшем с учетом дисконтирования.

Итак, рассчитать и оценить стоимость готового бизнеса для продажи нетрудно. Правильно рассчитав цену, можно эффективно продать свою компанию в кратчайшие сроки. Выбор метода оценки бизнеса напрямую зависит от целей, ради которых она проводится. А для целей управления стоимостью компании могут использоваться несколько методов оценки, и, соответственно, несколько показателей стоимости. Эти показатели не подлежат интегрированию, они анализируются отдельно, сравниваются между собой и служат для принятия различных управленческих решений.