Бизнес-модель франчайзинга

Бизнес-модель по франшизе — это, как правило, бизнес-модель, которую выбирают те, кто хочет начать новый бизнес, но не имеет большого представления о том, как его начать. Это связано с тем, что система франчайзинга позволяет вам приобрести готовый бизнес с консолидированным брендом и уже опробованным ноу-хау. Фактически, вы покупаете бренд и все процессы. Таким образом, поскольку вам не нужно начинать с нуля, нет необходимости тестировать всю бизнес-модель с самого начала. По сути, вы инвестируете в готовый бизнес и применяете его процессы и методы в выбранном вами месте. С другой стороны, владелец бизнеса выигрывает от того, что ему не нужно инвестировать в новые торговые точки или подразделения. Вместо этого они распространяют свои товары или услуги через лицензированные торговые точки, тем самым увеличивая присутствие своего бренда. Кстати, купить производство мебели вы можете на страницах специализированного сайта.

Бизнес-модель франчайзинга полностью основана на отношениях между двумя сторонами: франчайзером и франчайзи. Франчайзер — это лицо или компания, которым принадлежат права на торговую марку бренда. Франчайзи — это тот, кто платит плату за использование фирменного наименования и операционных систем франчайзера. Эти отношения строятся на взаимопонимании и поддержке. Взгляните:

Франчайзер

  • Продает права на франчайзинг своего бренда;
  • Развивает бизнес с его брендом и операциями;
  • Обеспечивает узнаваемый товарный знак;
  • Предлагает обучение и поддержку;
  • Создает маркетинговую стратегию;
  • Иногда руководит выбором и структурой сайта.

Франчайзи

  • Выплачивает франчайзеру вознаграждение, которое может быть первоначальным или периодическим платежом (роялти).;
  • Действует в соответствии с определенным контрактом;
  • Действует как филиал франчайзинговой компании;
  • Получает доступ к устоявшейся клиентской базе;
  • Преимущества узнаваемости бренда;
  • Использует преимущества готового бизнеса со всеми его ноу-хау;
  • Руководит повседневным бизнесом.

Краткая история франчайзинговой бизнес-модели

Франчайзинг-Бизнес-модель

Бизнес-модель франчайзинга не нова. Напротив, она восходит к средневековью и древнему Китаю, когда землевладельцы разрешали крестьянам и крепостным заниматься бизнесом на своей территории – например, охотой или продажей товаров на ярмарках — при условии, что они платили своего рода налог или комиссию за бизнес, осуществляемый на их территории. Предполагается, что современная бизнес-модель франшизы началась с Бенджамина Франклина, когда он заключил соглашение с Томасом Уитмаршем о предоставлении типографских услуг в Чарльстауне, Южная Каролина, в 1731 году. Более века спустя Айзек М. Сингер снова использовал бизнес-модель франчайзинга для распространения своих швейных машин Singer. Но эта модель станет популярной только через сто лет, с появлением McDonald’s. В настоящее время существуют тысячи франшиз по всему миру.

Типы бизнес-модели франшизы

Существует два типа бизнес-моделей франчайзинга. Они:

Франшиза по дистрибуции продукции

В этой модели франчайзер также является производителем продукта, который будет продаваться франчайзи. Однако она похожа на систему поставщик-дилер, с той разницей, что франчайзи должен продавать исключительно этот бренд и не может одновременно перепродавать другие. Например, John Deere и Ford Motors.

Формат бизнеса франшиза

Это самая распространенная бизнес-модель франшизы. В дополнение к использованию торговой марки и бренда франчайзера, франчайзи имеет доступ к стратегиям маркетинга и продаж, системам дистрибуции и эксплуатации, а также к обучению и поддержке. Некоторые примеры включают Dunkin Donuts и McDonald’s.

Преимущества бизнес-модели франшизы

Для франчайзи

  • Качественный бренд-узнаваемость
  • Экспертная поддержка и обучение
  • Налаженная клиентская база
  • Запатентованная технология
  • Помощь в определении местоположения
  • Оперативное руководство
  • Маркетинг и реклама
  • Доступ к сети партнеров-франчайзи
  • Более короткое время до открытия

Для франчайзера

  • Быстрое расширение бренда — за счет денег других людей
  • Рост без потери контроля
  • Стабильный поток доходов
  • Экономия на операционных расходах