Люди с депрессией и тревогой, у которых было травмирующее детство, с большей вероятностью вырастут сердитыми взрослыми, согласно исследованию, представленному 25 марта 2023 года на Европейском конгрессе психиатрии в Париже.
“Наш самый важный вывод заключается в том, что детская травма в целом была связана со всеми аспектами гнева, как чувствами, так и выражениями, включая зависимость «доза-реакция». Это означает, что чем травматичнее детство, тем злее взрослый ”, — говорит ведущий автор Нинке де Блес, аспирант Медицинского центра Лейденского университета в Нидерландах.
Взаимосвязь между детскими травматическими переживаниями и гневом имеет большой смысл и согласуется с тем, что известно из предыдущих исследований, говорит Стефани Харгроув, доктор философии, клинический психолог из Duke Health в Дареме, Северная Каролина, которая не участвовала в исследовании.
“Когда кто-то переживает травму в детстве, это часто ситуация, когда у него отняли власть, или ему не разрешили высказать то, что он чувствовал или в чем он нуждался. Эти люди, вероятно, были поставлены в ситуацию, которая была болезненной или очень неправильной, и вполне уместно испытывать гнев в таких ситуациях ”, — говорит доктор Харгроув.
Но гнев не следует рассматривать как нечто плохое, говорит она. “Это служит определенной цели, и это может быть эффективно использовано. Когда гнев подавляется или отклоняется, именно тогда мы видим, что в конечном итоге он может перерасти в агрессию или нападения на других людей; важно, чтобы люди могли справляться с гневом здоровым образом ”.
Еще больше травм, связанных с тем, что во взрослом возрасте человек становится более злым
Исследователи использовали данные нидерландского исследования депрессии и тревоги, которое началось в 2004 году, для изучения течения депрессии и тревожных расстройств в течение нескольких лет. В текущем исследовании приняли участие почти 2300 участников в возрасте от 18 до 65 лет, в среднем 42 человека, и 66 процентов из них были женщинами.
Ранее исследователи обнаружили, что более 40 процентов пациентов как с тревогой, так и с депрессией имели склонность к гневу, по сравнению с примерно 5 процентами контрольной группы без депрессии или беспокойства.
После четырехчасовой базовой оценки исследователи провели последующие наблюдения четыре раза в течение восьмилетнего периода, чтобы выявить любую историю детской травмы, такую как потеря родителей, развод родителей или помещение в приемную семью. Они также спросили участников о пренебрежении и эмоциональном, физическом и сексуальном насилии.
По мнению авторов, все виды детских травм, за исключением сексуального насилия, были связаны с более высоким уровнем гнева и более высокой распространенностью приступов гнева и антисоциальных черт личности во взрослом возрасте, независимо от депрессии и тревоги.
“Мы обнаружили, что у тревожных или депрессивных людей с историей эмоционального пренебрежения или физического или психологического насилия вероятность возникновения проблем с гневом была в 1,3-2 раза выше. Мы также обнаружили, что чем более травматичным является опыт детства, тем больше склонность к взрослому гневу”, — сказал де Блес в пресс-релизе. Хотя результаты не доказывают, что травма вызывает гнев, связь очевидна, добавила она.
Полученные данные свидетельствуют о том, что дети, которые страдали от эмоционального пренебрежения, имели повышенную тенденцию превращаться во взрослых, которые были раздражительными или легко впадали в гнев, в то время как те, кто подвергся физическому насилию, имели большую склонность к приступам гнева или антисоциальным чертам личности, сказал де Блес. “Сексуальное насилие, как правило, приводит к подавлению гнева, возможно, из-за большей чувствительности к отвержению, но это должно быть подтверждено”, — сказала она.
Нормально ли злиться? Часто это зависит от того, кто его выражает
“Из всех эмоций гнев может иметь некоторую стигматизацию и коннотации вокруг него. В США существуют разные уровни приемлемости того, кто может выражать гнев и при каких обстоятельствах ”, — говорит Харгроув.
Например, если мужчина выражает гнев по отношению к конкуренту, который украл его бизнес-идею, или политик сердится из-за чего-то, что они считают неправильным в политической системе, это обычно поддерживается или, по крайней мере, принимается общественностью, говорит она.
Но, по ее словам, проявление гнева считается приемлемым не для всех групп людей.
“Например, существует коварный стереотип «сердитой черной женщины», который характеризует чернокожих женщин как обычно злых и неразумных. В результате, когда чернокожие женщины выражают соответствующий гнев по поводу несправедливости или обид, их часто судят более сурово, или их легче уволить за эти обоснованные чувства по сравнению с белыми женщинами ”, — говорит Харгроув.
По ее словам, женщины в целом часто социализированы, полагая, что гнев неуместен или не подобает леди. “Таким образом, женщины могут не чувствовать такой же свободы в выражении своих эмоций, особенно гнева”, — говорит Харгроув.
Да, существует такое понятие, как ‘Здоровый гнев’
Гнев, безусловно, может быть полезным и уместным в некоторых ситуациях, говорит Харгроув. “Гнев ничем не отличается от других эмоций, таких как печаль, страх и счастье, в том, что он не ‘плохой’ или ‘хороший’. Все эмоции полезны и выполняют разные функции ”, — говорит она.
Гнев может быть вызван несправедливостью, лишением власти, обидой или болевыми ощущениями — и когда это происходит, это важный сигнал, на который следует обратить внимание, говорит она. “Гнев может возникнуть сам по себе, но часто это вторичная эмоция, а не первичная”, — говорит Харгроув.
Это означает, что может существовать эмоция, которая является более важной для реального переживания, которое кто-то испытывает, и которую гнев может скрыть, объясняет она. “Например, кто-то, кто теряет работу, может быть очень опечален этой потерей, но это может проявиться как гнев по отношению к своим все еще работающим бывшим коллегам”.
Гнев может быть связан с расстройствами, такими как ПТСР, депрессия и беспокойство, говорит она. “Возможно, вы не знаете точно, откуда это берется, и именно поэтому полезно обратиться к психотерапевту. Профессия может помочь вам понять как реакции на гнев, так и первопричину, стоящую за ними, а также порекомендовать соответствующее лечение ”, — говорит Харгроув.
Сдерживание гнева может быть вредным
“Сдерживание гнева обходится дорого — в долгосрочной перспективе это не очень полезная стратегия”, — говорит Харгроув. Хотя это может помочь людям избежать конфликта в краткосрочной перспективе, эмоции, которые не выражены, могут накапливаться, говорит она.
В некоторых случаях человек может в конечном итоге “взорваться” от уровня гнева, который непропорциональен реальной ситуации, говорит Харгроув. “И это не то, чего мы хотим”, — добавляет она.
Для других сдерживаемый гнев “может подорвать вас изнутри”, — говорит она. “Эти люди могут испытывать ненависть к себе, быть очень самокритичными или страдать депрессией или другими расстройствами из-за гнева, направленного внутрь”, — говорит она.
Обработка и осмысление того, когда вы чувствуете гнев, может привести к позитивным изменениям
Когда гнев начинает проявляться, Харгроув предлагает посоветоваться с самим собой, а не отодвигать его в сторону. По ее словам, один из способов практиковать это — вести дневник.
“Запишите, что вы чувствуете и почему. Позвольте себе на мгновение обдумать ситуацию, не осуждая эмоции и не расстраиваясь из-за того, что вы сердитесь в первую очередь. Помните, иногда гнев имеет смысл. Это может дать вам возможность внести изменения или решить проблему, которая требует решения ”, — говорит она.
Например, если проблема на работе вызвала у вас ярость, запишите свои мысли и составьте план встречи с вышестоящим руководством, как только у вас будет возможность поразмыслить, говорит Харгроув. “Используй свой гнев, чтобы защитить себя или других”.
Лечение гнева
“Если кто-то с травмой в анамнезе начинает осознавать, что в нем много гнева, хорошим началом для устранения травмы было бы обращение к профессионалу. Вероятно, гнев связан с этими переживаниями и рассеется, когда они получат соответствующее лечение ”, — говорит она.
По словам Харгроув, существуют основанные на фактических данных методы лечения, которые могут помочь людям, испытывающим гнев, связанный с детской травмой. “Было показано, что когнитивно-процессинговая терапия и терапия длительного воздействия эффективны в уменьшении симптомов у людей с ПТСР”, — говорит она.
Когнитивно-поведенческая терапия и терапия, ориентированная на эмоции, также могут помочь в понимании гнева и управлении им, говорит Харгроув.