Бизнес-модель франчайзинга полностью основана на отношениях между двумя сторонами: франчайзером и франчайзи. Франчайзер — это лицо или компания, которым принадлежат права на торговую марку бренда. Франчайзи — это тот, кто платит плату за использование фирменного наименования и операционных систем франчайзера. Эти отношения строятся на взаимопонимании и поддержке. Взгляните:
Франчайзер
- Продает права на франчайзинг своего бренда;
- Развивает бизнес с его брендом и операциями;
- Обеспечивает узнаваемый товарный знак;
- Предлагает обучение и поддержку;
- Создает маркетинговую стратегию;
- Иногда руководит выбором и структурой сайта.
Франчайзи
- Выплачивает франчайзеру вознаграждение, которое может быть первоначальным или периодическим платежом (роялти).;
- Действует в соответствии с определенным контрактом;
- Действует как филиал франчайзинговой компании;
- Получает доступ к устоявшейся клиентской базе;
- Выгоды от узнаваемости бренда;
- Использует преимущества готового бизнеса со всеми его ноу-хау;
- Управляет повседневным бизнесом.
Краткая история франчайзинговой бизнес-модели
Бизнес-модель франчайзинга не нова. Напротив, она восходит к средневековью и древнему Китаю, когда землевладельцы разрешали крестьянам и крепостным заниматься бизнесом на своей территории – например, охотой или продажей товаров на ярмарках — при условии, что они платили своего рода налог или комиссию за бизнес, осуществляемый на их территории. Предполагается, что современная бизнес-модель франшизы началась с Бенджамина Франклина, когда он заключил соглашение с Томасом Уитмаршем о предоставлении типографских услуг в Чарльстауне, Южная Каролина, в 1731 году. Более века спустя Айзек М. Сингер снова использовал бизнес-модель франчайзинга для распространения своих швейных машин Singer. Но модель станет популярной только через сто лет, с появлением McDonald’s. В настоящее время существуют тысячи франшиз по всему миру. Кстати, купить готовое производство вы можете на страницах специализированного сайта.
Типы бизнес-модели франшизы
Существует два типа бизнес-моделей франчайзинга. Они:
Франшиза по дистрибуции продукции
В этой модели франчайзер также является производителем продукта, который будет продаваться франчайзи. Однако это похоже на систему поставщик-дилер, с той разницей, что франчайзи должен продавать исключительно этот бренд и не может одновременно перепродавать другие. Например, John Deere и Ford Motors.
Формат бизнеса франшиза
Это самая распространенная бизнес-модель франшизы. В дополнение к использованию торговой марки и бренда франчайзера, франчайзи имеет доступ к стратегиям маркетинга и продаж, системам дистрибуции и эксплуатации, а также к обучению и поддержке. Некоторые примеры включают Dunkin Donuts и McDonald’s.